Древнеяпонское право, Конституция Сётоку

Конституция Сётоку.

[преамбула]
двенадцатый год Суйко, лето; в четвертой луне, в день тигра, в новолуние, в день дракона наследник престола лично составил конституцию из 17 статей.

I статья гласит:

Цените согласие, ведь основа всего - дух несопротивления.
Все люди входят в группировки, наносящие вред государству, а мудрых мало.
Поэтому некоторые не повинуются ни отцу, ни государю, а также враждуют с людьми из соседних селений.
Напротив, при согласии в верхах и дружелюбии в низах, при согласованности в обсуждениях дела пойдут естественным порядком, и какие тогда дела не осуществятся?

II статья гласит:

Ревностно почитайте три сокровища; эти три сокровища суть: Будда, дхарма и сангха.
Они - последнее прибежище созданий четырех рождений и наивысшие объекты поклонения во всех странах.
Все миры, все люди почитают дхарму.
Мало людей очень плохих; если их наставлять хорошо, то они последуют по истинному пути.
Исправить их можно только с помощью этих трех сокровищ.

III статья гласит:

Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их.
Государи - это небо; вассалы - земля.
Небо покрывает землю, а земля поддерживает небо. И тогда четыре времени года сменяют друг друга и все в природе идет своим чередом.
Когда же земля возжелает покрыть небо, то это приведет к разрушению.
Поэтому, если государь изрекает, то вассалы должны внимать.
Если высшие приказывают, то низшие должны подчиняться.
Поэтому, почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их.
Несоблюдение указов естественно поведет к общему упадку.

IV статья гласит:

Сановники и чиновники! В основу своей деятельности положите ритуал.
Основа управления народом - безусловно, в соблюдении ритуала.
Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка.
Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления.
Поэтому, если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается.
Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно.

V статья гласит:

Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справедливо разбирайте поступающие жалобы.
Ведь жалоб простого народа за один день накапливается до тысячи. Если даже за один день столько жалоб, то сколько их наберется за годы.
В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого личную выгоду и выслушивать заявления после получения взятки.
Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень.
Из-за этого бедный народ не знает пристанища.
Именно в этом и есть нарушение истинного пути наших вассалов.

VI статья гласит:

Наказание зла и поощрение добра - хорошее древнее правило.
Поэтому не скрывайте добра людей, а заметив зло, обязательно исправляйте его.
Льстецы и обманщики - острое орудие для подрыва государства; они - остроконечный меч, разящий народ.
Подхалимы весьма охотно говорят высшим об ошибках низших, а при низших злословят об ошибках высших.
Подобные люди всегда неверны государю и немилосердны к народу, а это является источником больших неурядиц.

VII статья гласит:

Каждый человек должен иметь свои обязанности, и дела управления должны быть разграничены.
Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся похвалы.
Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочисленны беспорядки.
В мире мало мудрецов, мудрость есть следствие глубоких размышлений.
Нет больше и малых дел; Все дела непременно будут улажены, если на должности будут приняты способные люди. И тогда не будет срочного и не срочного.
При умных людях все естественно улаживается. Таким образом, государство будет вечным и страна будет в безопасности.
Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей.

VIII статья гласит:

Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее уходите.
Государственные дела не допускают нерадивости. Даже за весь день трудно их завершить.
Если будете поздно приходить на службу, не управитесь со срочными делами.
Если же будете уходить рано, безусловно не завершите всех дел.

IX статья гласит:

Доверие есть основа справедливости. В каждом деле должно быть доверие.
Добро и зло, успех и неуспех, безусловно, зиждутся на доверии.
Если сановники и вассалы будут доверять друг другу, то любые дела осуществятся.
Если сановники и вассалы не будут доверять друг другу, то все разрушится.

X статья гласит:

Справедливо оценивайте заслуги и провинности; обязательно награждайте и соответственно наказывайте.
Временами награды дают не по заслугам, а наказания - не по вине.
Сановники, ведающие государственными делами! Выявляйте заслуживающих как награды, так и наказания.

XI статья гласит:

Государевы контролеры провинций и наместники провинций! Не облагайте народ излишними налогами.
В саране нет двух государей; у народа нет двух господ. Государь есть господин для народа всей страны.
Назначенные им чиновники все суть вассалы государя; почему же они, наряду с казной, осмеливаются незаконно облагать своими налогами простой народ?

Двенадцатой статьи нет - не дошла до наших дней, либо не переведена.

XIII статья гласит:

Все назначенные государем чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности.
Не заниматься служебными делами разрешается только в связи с болезнью или с отъездом по государеву поручению.
Однако, когда вы сможете исполнять свои обязанности, то действуйте, как и прежде, в духе согласия.
Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что они к вам не относятся.

XIV статья гласит:

Сановники и вассалы! Не будьте завистливы! Если мы завидуем другим, то и другие завидуют нам. Беды от зависти не имеют своего предела.
По этой причине, если кто-либо превосходит нас по уму, то мы не радуемся, если кто-либо превосходит нас по способностям, то мы завидуем ему.
Поэтому умного встречаешь только раз в пятьсот лет, а одного мудреца трудно найти и раз в тысячу лет.
Однако, как будет управляться страна без умных людей и мудрецов?

XV статья гласит:

Отвернуться от личного и повернуться к государственному есть истинный путь вассалов.
Если человеком овладевает личное, то им обязательно овладевает злоба, то у него обязательно будут разногласия.
При разногласиях, его личное вредит государственному.
Когда возникает злоба, то она направляется против порядка и нарушает законы.
Поэтому, как сказано в I статье, взаимное согласие высших и низших есть дух данной статьи.

XVI статья гласит:

Привлекать народ к выполнению трудовой повинности в соответствующее время года есть древнее хорошее правило; поэтому народ должно использовать в зимнее время, когда у него свободное время.
С весны до осени, в сезон обработки полей и шелковицы, народ трогать нельзя.
Если не обрабатывать полей, то чем же питаться? Если не обрабатывать шелковицу, то во что же одеваться?

XVII статья гласит:

Важные дела нельзя решать одному, их обязательно нужно обсуждать со всеми.
С малыми делами проще, обсуждать их совсем не обязательно.
Если рассматривать важные дела единолично, то допустимы сомнения в наличии ошибки; а при согласовании со всеми ваши суждения могут получить надежное обоснование.



Оставьте комментарий

HTML: разрешено использование: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>